Население севера Дагестана в ужасе от покрывающего землю песка. С экологической катастрофой борется одна из сельских жительниц – Гульфира, героиня фильма «Против ветра» (реж. Татьяна Соболева, ООО «Достоевский Док», Москва). Женщина вместе с командой уезжает за десятки километров в земную пустошь высаживать против песка джузгун. Но враждебная природная стихия – это не единственная трудность, с которой столкнется Гульфира.
Режиссер Татьяна Соболева говорила в одном из интервью, что «во время съемок в жизни <…> героини происходили сложные и даже трагические события». Поэтому центром фильма становится не экологическая проблема, а судьба сельской женщины Гульфиры. Поэтому и повествование в картине ведется на ее родном языке – ногайском.
Смотришь «Против ветра», и дух захватывает: не верится, что все это – настоящие пейзажи. Оранжево-зеленые пятна ландшафта, километры зеленой и песчаной долин, яростный ветер, табун лошадей – где мы? Вот тут-то хочется высоко оценить столь «кинематографичный пейзаж» и вспомнить «Дюну», «Марсианина»… Но мы в Ногайской степи! Объектив Никиты Аниськина, получившего приз жюри за лучшую операторскую работу, волшебно ловит масштабные кадры всего происходящего – это что-то неземное, это что-то, что затрагивает душу. Отдельные крупные планы и записи с квадрокоптера удачно помогают показать безлесную и засушливую площадь земли в 9,5 тыс. км². А монтажный ритм не дает заскучать, он дарит время, чтобы поизучать местность и ее обитателей.
За последние десятилетия Ногайская степь все больше теряет свой зеленый облик, покрываясь песками. Дело, конечно, не только в природной стихии, но и в том, что администрация района не обращала внимание на вопрос регуляции кормления скота на территории степи, на которой не успевали прорастать кормовые культуры. Со временем ситуацию запустили, а процесс опустынивания разогнался и не думал останавливаться. С проблемой борются ногайцы – сажают джузгун, что вырастает и препятствует распространению песка.
Гульфира собирает в старенький автобус людей и уезжает с ними за десятки километров от села, как можно дальше в пустошь, где лишь колючий ветер, туман и бескрайняя равнина. Работа нелегкая, хоть и примитивная: труженик вставляет что-то вроде креста из арматуры в почву на определенную глубину, второй за ним ставит в ямку прутик – и так раз за разом. Смотришь, и тебя пробивает на нервный смешок: что из этого выйдет? Какой-то прутик посреди песка и ветра – выдержит ли он вообще?
Ночуют люди в небольших раскиданных по степи домах: утепляют комнату настилом, готовят кашу и ужинают. Режиссер вместе с оператором детально рисуют быт ногайцев. Один парень подтягивается на турнике под шквалистым ветром, а пес ест шкуру и потроха от только что зарезанного барана. Уже темнеет. Гульфира с близкими и работниками проверяют друг друга на сглаз и избавляются от него с помощью сажи от спички.
Эта картина в своем роде – уникальная. Много ли людей знает о проблеме в Ногайской степи? И могут ли они представить, что группа обычных сельских жителей выезжает в пустошь, чтобы оставить там сотни саженцев? Ситуация смахивает по духу на постапокалипсис. Но самобытность ногайского народа необычно захватывает, когда ты слышишь с экрана мелодичное звучание ногайского языка.
Познавая самобытность чужой культуры, ты держишь в голове мысль о том, что это все еще Россия, что наша страна может быть настолько разнообразной. Образ главной героини сопоставляется с матерью-Землей. Татьяна Соболева говорила о Гульфире так: «Это удивительная женщина с невероятно сильным характером и в то же время очень любящим сердцем, которая хочет защитить родную семью и народ. <…> Гульфира – как наша Россия, ведь у нас очень многонациональная страна».
И действительно, Гульфира берет на себя ответственность за озеленение степи, и она же держит на себе семью: женит сына и обоих детей провожает воевать. Главная героиня переживает немало трудностей в течение съемок картины: выматывающую поездку в степь, свадьбу, личные переживания, быт, момент, когда оба сына отправляются на фронт, рождение внука. Позже мы узнаем, что младший ее сын умер на месте боевых действий. На этом фильм и заканчивается.
В картине «Против ветра» создается собирательный образ провинции, где женщина многое берет на себя, она привыкла быть холодной, жесткой и выносить разные трудности. Причем, в дальнейшем Гульфира еще не раз столкнется с «ветром», но будет оставаться по-прежнему сильной.
Финал картины отсылает нас к началу, показывая, что джузгун пророс и превратился в невысокие кустики. Это выглядит лучом надежды и символом чего-то светлого, мечтой о том, что все переменится в лучшую сторону.
Виктория Гришутина,
студентка Департамента журналистики УрФУ