ЖЕНСКАЯ СИЛА ДУХА

Население севера Дагестана в ужасе от покрывающего землю песка. С экологической катастрофой борется одна из сельских жительниц – Гульфира, героиня фильма «Против ветра» (реж. Татьяна Соболева,  ООО «Достоевский Док», Москва). Женщина вместе с командой уезжает за десятки километров в земную пустошь высаживать против песка джузгун. Но враждебная природная стихия – это не единственная трудность, с которой столкнется Гульфира.

Режиссер Татьяна Соболева говорила в одном из интервью, что «во время съемок в жизни <…> героини происходили сложные и даже трагические события». Поэтому центром фильма становится не экологическая проблема, а судьба сельской женщины Гульфиры. Поэтому и повествование в картине ведется на ее родном языке – ногайском.

Смотришь «Против ветра», и дух захватывает: не верится, что все это – настоящие пейзажи. Оранжево-зеленые пятна ландшафта, километры зеленой и песчаной долин, яростный ветер, табун лошадей – где мы? Вот тут-то хочется высоко оценить столь «кинематографичный пейзаж» и вспомнить «Дюну», «Марсианина»… Но мы в Ногайской степи! Объектив Никиты Аниськина, получившего приз жюри за лучшую операторскую работу, волшебно ловит масштабные кадры всего происходящего – это что-то неземное, это что-то, что затрагивает душу. Отдельные крупные планы и записи с квадрокоптера удачно помогают показать безлесную и засушливую площадь земли в 9,5 тыс. км². А монтажный ритм не дает заскучать, он дарит время, чтобы поизучать местность и ее обитателей.

За последние десятилетия Ногайская степь все больше теряет свой зеленый облик, покрываясь песками. Дело, конечно, не только в природной стихии, но и в том, что администрация района не обращала внимание на вопрос регуляции кормления скота на территории степи, на которой не успевали прорастать кормовые культуры. Со временем ситуацию запустили, а процесс опустынивания разогнался и не думал останавливаться. С проблемой борются ногайцы – сажают джузгун, что вырастает и препятствует распространению песка.

Гульфира собирает в старенький автобус людей и уезжает с ними за десятки километров от села, как можно дальше в пустошь, где лишь колючий ветер, туман и бескрайняя равнина. Работа нелегкая, хоть и примитивная: труженик вставляет что-то вроде креста из арматуры в почву на определенную глубину, второй за ним ставит в ямку прутик – и так раз за разом. Смотришь, и тебя пробивает на нервный смешок: что из этого выйдет? Какой-то прутик посреди песка и ветра – выдержит ли он вообще?

Ночуют люди в небольших раскиданных по степи домах: утепляют комнату настилом, готовят кашу и ужинают. Режиссер вместе с оператором детально рисуют быт ногайцев. Один парень подтягивается на турнике под шквалистым ветром, а пес ест шкуру и потроха от только что зарезанного барана. Уже темнеет. Гульфира с близкими и работниками проверяют друг друга на сглаз и избавляются от него с помощью сажи от спички.

Эта картина в своем роде – уникальная. Много ли людей знает о проблеме в Ногайской степи? И могут ли они представить, что группа обычных сельских жителей выезжает в пустошь, чтобы оставить там сотни саженцев? Ситуация смахивает по духу на постапокалипсис. Но самобытность ногайского народа необычно захватывает, когда ты слышишь с экрана мелодичное звучание ногайского языка.

Познавая самобытность чужой культуры, ты держишь в голове мысль о том, что это все еще Россия, что наша страна может быть настолько разнообразной. Образ главной героини сопоставляется с матерью-Землей. Татьяна Соболева говорила о Гульфире так: «Это удивительная женщина с невероятно сильным характером и в то же время очень любящим сердцем, которая хочет защитить родную семью и народ. <…> Гульфира – как наша Россия, ведь у нас очень многонациональная страна».

И действительно, Гульфира берет на себя ответственность за озеленение степи, и она же держит на себе семью: женит сына и обоих детей провожает воевать. Главная героиня переживает немало трудностей в течение съемок картины: выматывающую поездку в степь, свадьбу, личные переживания, быт, момент, когда оба сына отправляются на фронт, рождение внука. Позже мы узнаем, что младший ее сын умер на месте боевых действий. На этом фильм и заканчивается.

В картине «Против ветра» создается собирательный образ провинции, где женщина многое берет на себя, она привыкла быть холодной, жесткой и выносить разные трудности. Причем, в дальнейшем Гульфира еще не раз столкнется с «ветром», но будет оставаться по-прежнему сильной.

Финал картины отсылает нас к началу, показывая, что джузгун пророс и превратился в невысокие кустики. Это выглядит лучом надежды и символом чего-то светлого, мечтой о том, что все переменится в лучшую сторону.

Виктория Гришутина,
студентка Департамента журналистики УрФУ

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам информацию, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАШАЮСЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. Продолжая 1) переход по любой ссылке или нажатие любой кнопки при нахождении на данной странице сайта 2) просмотр контента на нижней части данной страницы сайта с «прокруткой» («пролистыванием») вниз ее содержимого 3) пользование настоящим сайтом Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших персональных данных с использованием интернет-сервисов аналитики данных.