Режиссер фильма «Сделайте красиво» Виталий Афанасьев (киностудия «Ленфильм», Санкт-Петербург) решил провести социальный эксперимент и проверить, изменится ли внешний вид и образ города, если представителей рабочего класса и сотрудников ЖЭКа отправить на обучающие курсы в Русский музей.
В начале фильма мы видим на экране высокие колонны, золотые орнаменты, гипсовые фигуры и слышим торжественную музыку. Однако далее узнаем, что главными героями этой картины являются обычные, так называемые, простые люди, не обитающие во дворцах и не сталкивающиеся с искусством ежедневно.
Таким образом, весь фильм построен на контрастах: с одной стороны –на экране мы видим диспетчеров, электриков, дворников, простых работяг, с другой – прекрасные произведения искусства. Казалось бы, этим двум мирам не суждено встретиться. Обыденная рутина давно поглотила рядовых граждан, которые признаются, что в последний раз были в музеях лишь «в юности». Изменятся ли люди с появлением в их жизни искусства? На этот вопрос и пытается найти ответ автор фильма Виталий Афанасьев.
Придя в «культурное» место, герои эксперимента внимательно, с интересом слушают экскурсовода, но вскоре их остается лишь трое: дворник Лилия с мамой и кровельщик Алексей, который, как оказалось, разбирается в музыке, так как в свободное время играет на электрогитаре.
Ярким героем картины является мужчина, наотрез отказавшийся от посещения музея. Практически весь его монолог – это нецензурная лексика и категорическое неприятие посещения культурных мест, а после удивительное признание: «Я раз десять был в Эрмитаже».
Режиссер дает зрителю пищу для размышлений и оставляет финал открытым, не отвечая однозначно на вопросы, поставленные в начале фильма.
После просмотра состоялось обсуждение картины с ведущим Андреем Железняковым. Мнения зрителей разошлись: у одних простые люди вызвали жалость, ведь они сами признались, что их детство было сложным и они не имели возможности близко соприкасаться с искусством. Другие же заявляли, что, если бы люди действительно хотели приобщиться к прекрасному, они бы это непременно сделали. В зале были и те, кого удивил герой, отказавшийся от посещения музея: странно, что у человека нет тяги к прекрасному. Другие же, наоборот, защищали мужчину, предполагая, что для него счастье, отдых и просветление, возможно, воплощены в чем-то другом, например, в природе.
При этом все назвали фильм замечательным. Ведь он о каждом и для каждого из нас. После его просмотра поражает разнообразие людей и миров, в которых они живут. Но появляется уверенность в том, что в конце концов у каждого человека рано или поздно обнаруживается тяга к прекрасному и желание стать лучше.
Валерия Петрова, Светлана Акентьева,
студентки Департамента журналистики УрФУ