«Маяк Звягинцева» (реж. Дмитрий Корнеев, ООО «Антоним», Москва) – картина о жизни человека, который однажды решил кардинально изменить свою жизнь, выбрав для себя путь одиночества. Его принцип – «раз в пятилетку менять образ жизни» – становится ключевым мотивом для его поступка. «Раньше я работал инженером на проектах по разработке нефтегазовых месторождений, потом ушел в бизнес, занимался микрофинансированием. В один прекрасный день закрыл дело, простил все долги и ушел в тайгу, прожил там три года. Однажды ко мне приехал мой нынешний напарник Игорь, который предложил поехать вместе с ним работать на маяк. Я, не задумываясь, согласился», – говорит Антон.
Герой делится историями о том, как проводит свои будни, рассказывает о причинах нахождения на Урупе (одном из островов южной группы Курильской гряды, где отсутствуют дороги, а большую часть года дуют сильные ветры), показывает, как изменилась его жизнь с переездом туда. Постоянного населения на острове нет, самые частые гости – Антон и его напарник, месяцами находящиеся на Урупе безвыездно.
Длительное время маяк на острове не функционировал, так как замена обычной лампочки становилась целым испытанием. Лестница внутри маяка сгнила, из-за чего попасть в фонарную часть было практически невозможно, но, проявив находчивость, напарники все-таки забрались наверх: «Маяк сделан из чугунных блоков, соединенных болтами, по этим болтам мы и поднимались», – говорит Антон. Маяк здесь – это символ надежды и связи с прошлым, а также метафора человеческой жизни, иногда яркой, иногда полной испытаний.
9 апреля 2021 года – день запуска маяка – совпал с трагическим событием в жизни героя – смертью отца. Когда Антон уезжал на Уруп, его отец заболел. Потом не было связи. «А когда нам наконец-то привезли спутниковый телефон, я первым делом позвонил отцу, предчувствовал», – рассказывает Антон. Отец долго не брал трубку. Оказалось, что прямо сейчас его везут в реанимацию: попав в больницу с обострением хронической болезни, он подхватил коронавирус. «По состоянию чувствую: на этот раз коляску не вывезу. Поэтому, сын, я тебя люблю, прощай», – сказал напоследок отец. Через два дня Антон узнал от сестры, что он умер. «В тот день мы запустили маяк. С тех пор я считаю, что в маяке – часть души моего отца». Разговоры с родным человеком на фоне работы по восстановлению маяка становятся символом и надежды, и утраты одновременно. Сопоставление физического труда с внутренними переживаниями героя, заставляет зрителя задуматься о ценности времени и важности семьи. Драматическая линия, связанная с болезнью отца, добавляет фильму эмоциональную силу.
Благодаря режиссуре Дмитрия Корнеева и операторской работе Максима Брагина здесь великолепно передана красота и жестокость северной природы. Режиссер погружает зрителя в условия, где каждый шаг человека требует осторожности. Характер героя схож с характером острова – они оба отличаются переменчивостью. Если у Антона это проявляется в потребности смены стиля жизни, то у острова – сменой погоды: за циклоном здесь следует антициклон, за метелью – ураган, а потом сквозь туман проглядывает солнце. Остров, на котором нет постоянного населения и царит непредсказуемая погода, становится не только фоном, но и важным персонажем, отражающим внутренние переживания героя. «Я разговариваю с островом, это настраивает на одну волну с ним. Остров мне дал многое, не в материальном плане, а в духовном. Благодаря ему, я смог изменить себя», – говорит Звягинцев.
Виктория Собина,
студентка Департамента журналистики УрФУ