Героями фильма «И набело хочется жить» (реж. Екатерина Павлюкова, Москва) стали люди, жалеющие о своем прошлом и желающие начать жить «набело».
Героев несколько, оттого и фильм поделен на несколько блоков. Каждый персонаж рассказывает о своем печальном прошлом или конкретном событии из него, а монологи разбавляются отснятыми фрагментами деревенского быта.
В глаза бросается необычная визуальная составляющая фильма. Все кадры, за исключением буквально пары моментов, абсолютно статичны. Это позволяет заострять внимание на определенных деталях, которые иногда могут становиться метафорами, а иногда просто эффектно выглядят. Часть кадров выстроена с намеренно заваленным горизонтом. Такой прием называется «голландский угол». Он усиливает эмоциональный накал в тех сценах, когда герои погружаются в боль историй, которые рассказывают.
Но главной в картине, конечно, в первую очередь, выступает не визуальная составляющая, а ее персонажи. Их истории лежат в основе фильма. Почти все герои – пожилые люди. И их рассказы о себе порой оказываются крайне тяжелыми: герои вспоминают негативные моменты из своего прошлого, например, смерть близкого родственника. И эта тяжесть полностью ложится на восприятие всей работы. Такие съемки обычно оказываются по-настоящему изнурительными.
Но несмотря на мрачность рассказанных жизненных историй, я увидел в этом фильме и светлый посыл, призыв к совершению правильного выбора и иллюстрацию возможности отпустить свое прошлое. Фильм начинается с длинного кадра восхода солнца, который у всех ассоциируется с чем-то светлым. Ведь новый день – время для новых свершений, конец прошлого дня. Само название говорит о стремлении героев к новой, чистой жизни. И заканчивается фильм тем, что женщина, страдающая от потери ребенка, уходит в белую снежную долину, к своей возможности “набело жить”.
Александр Кирланов,
студент Департамента журналистики УрФУ