Фильм «История одной мечты» – дебютный, длится всего 12 минут (реж. Амир Аббясов, ВГИК им. С. А. Герасимова, Москва). Его автор только что окончил первый курс ВГИКа, положив начало своей фильмографии. Вышла маленькая история, но сколько вопросов она ставит перед нами.
Фильм открывает telegram-кружок в школе главного героя, затем нас погружают в бытовую жизнь пятнадцатилетнего мальчика Ислама и его семьи. Все это любительская съемка. Мы видим его родителей, сестренку, с которой он играет в Fall Guys, квартиру, где герои едят, молятся, разговаривают и просто живут.
Поначалу не понимаешь, о чем фильм, просто погружаешься в будни мальчишки, непримечательного школьника. Узнаешь, что он любит свою семью и хочет накопить деньги родителям на хадж. Но ему всего пятнадцать лет, поэтому работать придется невероятно много. Однако Ислама это не останавливает. Он уже три года зарабатывает на поездку родным.
Сложно снимать чужую семью изнутри. И если тебя впустили, то это большое уважение и большая ценность. Режиссер картины, говорит: «Ислам и его отец всячески старались помочь… Хотя сначала не хотели, чтобы снимали у них дома, поскольку живут они – по их мнению – не в самых лучших условиях». Но все-таки удалось с ними договориться, потому что показать их жизнь так, как есть, было важно.
Ислам работал в печально известном «Крокус Сити Холле». Аннотация к фильму звучит довольно нейтрально: «15-летний Ислам уже три года зарабатывает деньги, чтобы осуществить свою мечту. Однако сумма настолько велика, что он понимает: он не сможет достичь своей цели. Однажды происходит страшное событие, поменявшее его жизнь на “до” и “после”». И на экране мы видим те самые кружочки из новостных telegram-каналов, когда в зале стреляли по зрителям, люди кричали, плакали, падали, плутали по коридорам и произносили последние слова.
Ислам Халилов – тот самый молодой человек, который спасал людей во время теракта в «Крокусе». Он вывел на улицу более ста человек. «В каждом событии, в каждом эпизоде очень важны люди, какие-то единицы людей, потому что, когда просто так рассматриваешь событие, ты можешь не задумываться о масштабах трагедии. Но, когда ты узнаешь истории частных лиц, ты понимаешь, насколько же в целом в истории завязано большое количество людей и насколько же все они важны», – говорит Амир Аббясов.
Режиссер показывает видео, сделанные в момент трагедии, и кадры ТРЦ сегодня. И тогда ты понимаешь, что мирная жизнь, показанная в начале фильма, была нужна для того, чтобы погрузиться в историю Ислама, подчеркнуть его спокойный характер и представить семью, благодаря которой в душе мальчике прорастал и развивался росточек, раскрывшийся в кризисной ситуации, когда сила и храбрость оказались так нужны. Про Ислама режиссер говорит так: «Он очень скромный и спокойный. Я думаю, что это спокойствие ему и помогло не растеряться в экстремальной ситуации и спасти людей. <…> Мужество ему очень присуще, хотя он довольно молодой». И после трагедии мальчику еще долго снились сны, где люди просили его о помощи и спрашивали, почему он не спас их.
А сбылась ли мечта мальчика? Да, сбылась. Герой в конце фильма говорит, что государство выдало его родителям путевку на паломничество. Получается, мечта Ислама Халилова действительно сбылась. Хотя какой ценой? В один день его жизнь разбилась на «до» и «после».
Многие дебюты остаются в истории любительскими, неумелыми, ими набивают шишки и ищут через них себя. Однако первая проба Амира Аббясова оказалась действительно удачной. Хорошее техническое оснащение есть не у всех. Придумать впечатляющее повествование могут многие, но тоже не все. Аббясов же это сделать смог и получил на 35-м Открытом фестивале «Россия» приз за лучший дебют.
Виктория Гришутина,
студентка Департамента журналистики УрФУ